"Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі Щучинск қаласының №1 мектеп-гимназиясы" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Школа-гимназия №1 города Щучинска отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Программа по подготовке детей к школе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

 

Программа по подготовке детей к школе (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием и базируется на основе Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения.

Программа направлена на создание условий для успешной адаптации и для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу. Она ориентирована не на уровень знаний, а на потенциальные возможности детей, на «зону ближайшего развития», на создание условий для включения детей в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной, рассчитана для детей 5-6 летнего возраста.

Цель Программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.

Задачи Программы:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению к школе;
  • создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, коммуникативных умений; познавательному, эмоциональному и нравственному развитию ребенка в соответствии с психологическими возможностями и возрастными особенностями детей;
  • развивать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
  • осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями), ориентировать их на значение воспитания в семье, на взаимопонимание с ребѐнком.

Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими систему дошкольного образования:

  • Закона РК «Об образовании»;
  • Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения (приказ МОН РК от 30.10.2018 года №604, с внесенными изменениями и дополнениями от 05.05.2020 года №182);
  • Типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения (приказ МОН РК от 20.12.2012 года №557, с внесенными изменениями и дополнениями от 12.05.2020 года №195);
  • Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения (приказ МОН РК от 12 августа 2016 года №499, с внесенными изменениями и дополнениями от 24.09.2020 года №412);

 

  • Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка» (приказ МЗ РК от 09.07.2021 год №ҚР ДСМ-59).

Актуальность данной Программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребѐнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

Программа носит развивающий характер, не допускающий дублирования образовательных программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребенка; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельностям. Обучение проводится по 4 образовательным областям: «Коммуникация», «Познание»,

«Творчество», «Социум».

Программа предлагает систему адаптационных занятий, которая состоит из следующих курсов и имеет следующую структуру:

  1. образовательная область «Коммуникация» - 9 часов:
  • «Развитие речи» - 2 часа;
  • «Основы грамоты» - 4 часа;
  • «Подготовка руки к письму» - 3 часа;

2 ) образовательная область «Познание» - 5 часов:

  • «Основы математики» - 5 часов;
  1. образовательная область «Творчество» - 4 часа:
  • «Рисование» - 2 часа;
  • «Лепка» - 1 час;
  • «Аппликация» - 1 час;
  1. образовательная область «Социум» - 2 часа:
  • «Ознакомление с окружающим миром» - 2 часа.

Продолжительность адаптационных занятий составляет 30 минут с 10 минутным перерывом.

Формы проведения занятий: игры и продуктивная деятельность, творческая деятельность, конструирование, моделирование, индивидуальная работа, работа в группах, парах.

Программа расчитана на 1-2 месяца, общее количество занятий составляет при продолжительности 1 месяц – 80 часов, при продолжительности 2 месяца – 160 часов.

Базовые знания будущего первоклассника:

  1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке).

Необходимо отметить, что ребенок должен не просто «заучить» эти цифры: он должен уметь применять счет на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребенку сосчитать количество

 

пуговиц на одежде; попросить его расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счета должен быть осознанным.

  1. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
  2. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб) и уметь их воспроизвести.
  3. Уметь произносить все звуки родного языка, выполнять звуковой анализ слов, а также отвечать на вопросы к иллюстациям.
  4. Знать сказки, стихи, поговорки, загадки.

Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребенка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.

  1. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.
  2. Иметь базовые пространственные представления (право/лево, верх/низ).

Можно попросить ребенка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить будущему первокласснику описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.

  1. Уметь копировать с образца (действовать по образцу).

Нарисовать в тетради в клетку узор и попросить ребенка его продолжить.

  1. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее.

Предложить ребенку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.

Родителям рекомендуется постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы будущий первоклассник привыкал ложиться спать и вставать в определенное время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).

Также очень важно, чтобы ребенок знал свои данные (имя и фамилию, сколько лет, точный домашний адрес и телефон), имел базовые знания о правилах дорожного движения.

На основании требований к уровню подготовки воспитанников, представленных в Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, выпускник дошкольной организации и предшкольного класса организации среднего образования должен обладать следующими качествами:

 

  1. физически развитый
  2. любознательный;
  3. уверенный в себе и активный;
  4. эмоционально отзывчивый;
  5. владеюший социальными навыками и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, навыками самообучения;
  6. имеющий   первичные   представления  о   себе,   семье,   обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
  7. владеющий необходимыми умениями и навыками для обучения в организации среднего образования.

Количество детей в группе подготовительного курса определяется в соответствии с Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка» (приказ МЗ РК от 09.07.2021 год №ҚР ДСМ-59).

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

подготовительного курса при школах

№ п/п

Образовательная область

Занятие

Недельная учебная нагрузка (час.)

Общий объем учебной нагрузки (час.)

1 мес.

 

1

Коммуникация (9 ч.)

Развитие речи

2

8

 

Основы грамоты

4

16

 

Подготовка руки к письму

3

12

 

2

Познание (5 ч.)

Основы математики

5

20

 

3

Творчество (4 ч.)

Рисование

2

8

 

Лепка

1

4

 

Аппликация

1

4

 

4

Социум (2 ч.)

Ознакомление с окружающим

миром

2

8

 

 

Итого

20

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область «Коммуникация»

 

Цель: развитие связной, лексической, звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, знакомство с гигиеническими правилами письма, развитие мелкой моторики рук.

 

1.Развитие речи

 

Задачи: развитие устной связной речи через знакомство с произведениями детской художественной литературы, формирование умений и навыков выразительного чтения и пересказывания, речевого этикета, обогащение словарного запаса.

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

содержание

количество часов

 

дата

1

Составление рассказов по картинкам

1

8

2

Чтение и пересказ сказки с опорой на иллюстрации

1

9

3

Составление сюжетного рассказа на заданную тему

1

15

4

Знакомство с нормами речевого поведения при общении

с окружающими людьми

1

16

5

Правила дорожного движения

1

22

6

Составление описательного рассказа по серии картинок

1

23

7

Чтение стихотворения наизусть

1

29

8

Знакомство с правилами безоспасного поведения дома,

в общественных местах, природе

1

30

 

Итого

8

 

 

  1. Основы грамоты

 

Задачи: формирование представлений о звуке, слоге, слове, предложении, ударении; формирование умений проводить звуковой анализ слов, развитие правильной артикуляции звуков (правильное четкое произношение звуков, выделение звуков из слов, находить слова с определенным звуком, определение место звука в слове).

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

 

дата

1

Знакомство с понятиями «звук, слог»

2

6,7

 

2

Знакомство с понятиями «слово, предложение»

2

9,12

3

Знакомство с понятиями «текст, ударение»

2

13,14

 

4

Деление слов на слоги

2

 

16,19

5

Знакомство с гласными звуками

2

 

20,21

6

Знакомство с согласными звуками

2

23,26

 

7

Звуковой анализ слов

2

27,28

 

8

Составление предложений с помощью

моделирования

1

30

 

Итого

15

 

 

  1. Подготовка руки к письму

 

Задачи: ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ребенка за столом, положению рук, формирование навыков ориентировки на странице бумаги, развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера.

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

1 мес.

дата

1

Раскрашивание рисунков внутри и снаружи

предметов, дорисовывание и т.д.

2

7,9

2

Рисование декоративных узоров разных форм

2

12,14,

3

Штрихование горизонтальными, вертикальными и

перекрѐстными линиями

2

16,19

4

Рисование элементарных узоров (ритмическое

изображение отдельных элементов)

2

21,23

5

Обведение изображения предметов, букв

2

26,28

 

6

Рисование элементов прописных букв

1

30

 

 

Итого

11

 

 

Образовательная область «Познание»

 

Цель: формирование коммуникативно-познавательных способностей, математического и логического мышления.

 

1. Основы математики

 

Задачи: формирование элементарных математических представлений, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения, вариативности мышления творческих способностей), обучение приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

содержание

Количество часов

 

дата

1

Свойства

предметов Левая, правая рука

Левая, правая сторона Слева, справа

1

6

2

Знакомство с цифрами 1 и 2

Сравнение чисел1 и 2

Устный счет в пределах 5

Соотношение счета с количеством предметов

1

7

3

Знакомство с цифрами 3 и 4

Знакомство с образованием чисел 3 и 4 Ориентирование на плоскости

Конструирование их из проволоки, тесьмы, палочек

1

8

4

Формирование пространственных представлений

(под, над, между, на)

1

9

5

Знакомство с цифрами 5 и 6

Знакомство с образованием чисел 5 и 6 Установление соотношения между двумя множествами: «меньше», «больше», «равно»

Конструирование их из проволоки, тесьмы, палочек

1

12

6

Знакомство с цифрами 7 и 8

Знакомство с образованием чисел 7 и 8

Сравнение предметов по признакам: выше - ниже, длиннее - короче, уже - шире с помощью приемов наложения предметов друг на друга и с

 использованием одинаковой мерки

1

13

7

Знакомство с цифрами 9 и 10

Знакомство с образованием чисел 9 и 10

Закрепление умений устанавливать соотношения между множествами уравнивать их

Самостоятельное установление соотношений между понятиями «меньше», «больше», «равно»

1

14

8

Знакомство с числовым рядом

Количественный счѐт до 10 в прямом и обратном  порядке.

2

15,16

9

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат,круг, прямоугольник, треугольник, овал.

2

19,20

10

Сравнение прямоугольника с квадратом, круга с овалом (путем наложения)

Составление «числовой лесенки»

Порядковый счет до 10 в прямом и обратном порядке

1

21

11

Знакомство с понятием «арифметическая задача» Обучение детей составлению задач на сложение

Закрепление знаний о геометрических фигурах Закрепление счѐта

2

22,23

12

Выполнение заданий, связанных с рисованием геометрических фигур в определенном порядке Умение называть числа, расположенные до и после названного числа в пределах 10-ти

2

26,27

13

Ориентировка во времени - утро, день, вечер, ночь Обучение правильно называть дни недели, времена года.

2

28,29

14

Формирование представлений о том, что составляют сутки.

Ориентировка в весе

Обучение умению находить равные и неравные по весу предметы, взвешивая их на ладонях, сначала на контрастных показателях

1

30

 

Итого

19

 

 

 

Образовательная область «Творчество»

 

Цель: развитие мелкой моторики рук, творческих способностей, формирование воображения, наблюдательности и образного восприятия окружающего мира, умения воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли.

1.Рисование

 

Задачи: формирование навыков рисования с натуры и по представлению, знаний цветов и их оттенков, умений подбирать цвета по своему вкусу, обучение использовать краски, карандаши и др., воспитание художественного вкуса.

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

содержание

количество часов

дата

1

Рисование карандашами «Я иду в школу»

1

7

2

Рисование акварельными красками «Веселое лето»

1

8

3

Рисование цветными мелками «Идет дождь»

1

14

4

Коллективная     работа.      Рисование

различными изобразительными    средствами

«Мой         город         (село,аул)»

1

15

5

Рисование карандашами «Транспорт»

1

21

6

Работа в подгруппе. Рисование на асфальте «Что растет в огороде?»

1

22

7

Рисование по натуре «Моя любимая игрушка»

1

28

8

Рисование по замыслу

1

29

 

Итого

8

 

 

  1. Лепка

Задачи: формирование умений лепить с натуры и по картинке, упражнение в способах лепки, закрепление умений передавать пропорции, научить работать в команде, оценивать свою работу и работу других детей.

 

Календарно-тематический план

№ п/п

содержание

количество часов

дата

1

«Грибы» - закрепление умений лепить предметы, их части

1

6

2

«Еж» - лепка из пластилина в сочетании с природным материалом

1

13

3

«Птицы на кормушке» - коллективная работа

1

20

4

«Виноград» - научить скатывать шарики из

пластилина между ладонями и расплющивать их

1

27

 

Итого

4

 

  1. Аппликация

Задачи: формирование навыков составления фигур из геометрических элементов, обучение навыкам расположения предметов на листе бумаги, учить использовать различные способы (вырезывание, обрывание, из сложенных вдвое, гармошкой).

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

содержание

количество часов

дата

1

«Автобус» - закрепление умений разрезать полоску на одинаковые квадраты

1

12

2

«Белая береза» - обрывная аппликация с элементами рисования

1

19

3

Коллективная работа «Одежда для кукол» -

моделирование из заготовленных частей одежды

1

26

 

Итого

3

 

 

 

 

Образовательная область «Социум»

 

Цель: развитие социальных навыков на основе ознакомления с окружающим миром, общения с взрослыми и сверстниками.

 

Ознакомление с окружающим миром

 

Задачи: развитие социальных качеств личности: сотрудничество и забота об окружающих, инициативность, самостоятельность и независимость, открытость, социальная гибкость, культурная и экологическая грамотность

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

содержание

Количество  часов

 

дата

1

Ознакомление с предметным окружением

1

6

2

Предметы-помощники

1

8

3

Дружная семья

1

13

4

Школа.Учитель

1

15

5

Ознакомление с миром природы

1

20

6

Дары природы

1

22

7

Растительный мир

1

27

8

Животный мир

1

29

 

Итого

8

 

 

 

 

 

Жаңартылған күні: 29.09.2023 13:30
Құрылған күні: 29.09.2023 13:30

Текст