Программа по подготовке детей к школе (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием и базируется на основе Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения.
Программа направлена на создание условий для успешной адаптации и для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу. Она ориентирована не на уровень знаний, а на потенциальные возможности детей, на «зону ближайшего развития», на создание условий для включения детей в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной, рассчитана для детей 5-6 летнего возраста.
Цель Программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.
Задачи Программы:
Программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими систему дошкольного образования:
Актуальность данной Программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребѐнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Программа носит развивающий характер, не допускающий дублирования образовательных программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребенка; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельностям. Обучение проводится по 4 образовательным областям: «Коммуникация», «Познание»,
«Творчество», «Социум».
Программа предлагает систему адаптационных занятий, которая состоит из следующих курсов и имеет следующую структуру:
2 ) образовательная область «Познание» - 5 часов:
Продолжительность адаптационных занятий составляет 30 минут с 10 минутным перерывом.
Формы проведения занятий: игры и продуктивная деятельность, творческая деятельность, конструирование, моделирование, индивидуальная работа, работа в группах, парах.
Программа расчитана на 1-2 месяца, общее количество занятий составляет при продолжительности 1 месяц – 80 часов, при продолжительности 2 месяца – 160 часов.
Базовые знания будущего первоклассника:
Необходимо отметить, что ребенок должен не просто «заучить» эти цифры: он должен уметь применять счет на практике, т.е., соотносить число и предмет (к примеру, можно предложить ребенку сосчитать количество
пуговиц на одежде; попросить его расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать и т.д.). Таким образом, процесс счета должен быть осознанным.
Следует отметить, что, несмотря на доминирующее положение компьютера в современном мире, огромное значение для интеллектуального развития ребенка имеет чтение. Общение малыша с настоящей, а не электронной книгой играет значимую роль в формировании его внутреннего мира.
Можно попросить ребенка положить правую руку на левое ухо, а левую руку – на правое колено и т.д. Гуляя вместе по городу, можно предложить будущему первокласснику описать то, что находится справа от него, слева от мамы, позади магазина и т.д.
Нарисовать в тетради в клетку узор и попросить ребенка его продолжить.
Предложить ребенку назвать одним словом: «яблоко, груша, апельсин, слива»; попросить малыша исключить лишнее: «платье, пальто, сапоги, брюки». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.
Родителям рекомендуется постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть на стол, убрать в комнате, застелить постель и т.д. В данный период очень важно соблюдать режим дня, чтобы будущий первоклассник привыкал ложиться спать и вставать в определенное время (это значительно снизит вероятность возникновения трудностей в адаптации).
Также очень важно, чтобы ребенок знал свои данные (имя и фамилию, сколько лет, точный домашний адрес и телефон), имел базовые знания о правилах дорожного движения.
На основании требований к уровню подготовки воспитанников, представленных в Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, выпускник дошкольной организации и предшкольного класса организации среднего образования должен обладать следующими качествами:
Количество детей в группе подготовительного курса определяется в соответствии с Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка» (приказ МЗ РК от 09.07.2021 год №ҚР ДСМ-59).
подготовительного курса при школах
№ п/п |
Образовательная область |
Занятие |
Недельная учебная нагрузка (час.) |
Общий объем учебной нагрузки (час.) |
|
1 мес. |
|
||||
1 |
Коммуникация (9 ч.) |
Развитие речи |
2 |
8 |
|
Основы грамоты |
4 |
16 |
|
||
Подготовка руки к письму |
3 |
12 |
|
||
2 |
Познание (5 ч.) |
Основы математики |
5 |
20 |
|
3 |
Творчество (4 ч.) |
Рисование |
2 |
8 |
|
Лепка |
1 |
4 |
|
||
Аппликация |
1 |
4 |
|
||
4 |
Социум (2 ч.) |
Ознакомление с окружающим миром |
2 |
8 |
|
|
Итого |
20 |
80 |
|
Цель: развитие связной, лексической, звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, знакомство с гигиеническими правилами письма, развитие мелкой моторики рук.
Задачи: развитие устной связной речи через знакомство с произведениями детской художественной литературы, формирование умений и навыков выразительного чтения и пересказывания, речевого этикета, обогащение словарного запаса.
№ п/п |
содержание |
количество часов
|
дата |
1 |
Составление рассказов по картинкам |
1 |
8 |
2 |
Чтение и пересказ сказки с опорой на иллюстрации |
1 |
9 |
3 |
Составление сюжетного рассказа на заданную тему |
1 |
15 |
4 |
Знакомство с нормами речевого поведения при общении с окружающими людьми |
1 |
16 |
5 |
Правила дорожного движения |
1 |
22 |
6 |
Составление описательного рассказа по серии картинок |
1 |
23 |
7 |
Чтение стихотворения наизусть |
1 |
29 |
8 |
Знакомство с правилами безоспасного поведения дома, в общественных местах, природе |
1 |
30 |
|
Итого |
8 |
|
Задачи: формирование представлений о звуке, слоге, слове, предложении, ударении; формирование умений проводить звуковой анализ слов, развитие правильной артикуляции звуков (правильное четкое произношение звуков, выделение звуков из слов, находить слова с определенным звуком, определение место звука в слове).
№ п/п |
Содержание |
Количество часов
|
дата |
1 |
Знакомство с понятиями «звук, слог» |
2 |
6,7
|
2 |
Знакомство с понятиями «слово, предложение» |
2 |
9,12 |
3 |
Знакомство с понятиями «текст, ударение» |
2 |
13,14
|
4 |
Деление слов на слоги |
2 |
16,19 |
5 |
Знакомство с гласными звуками |
2 |
20,21 |
6 |
Знакомство с согласными звуками |
2 |
23,26
|
7 |
Звуковой анализ слов |
2 |
27,28
|
8 |
Составление предложений с помощью моделирования |
1 |
30 |
|
Итого |
15 |
|
Задачи: ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ребенка за столом, положению рук, формирование навыков ориентировки на странице бумаги, развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера.
№ п/п |
Содержание |
Количество часов 1 мес. |
дата |
1 |
Раскрашивание рисунков внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. |
2 |
7,9 |
2 |
Рисование декоративных узоров разных форм |
2 |
12,14, |
3 |
Штрихование горизонтальными, вертикальными и перекрѐстными линиями |
2 |
16,19 |
4 |
Рисование элементарных узоров (ритмическое изображение отдельных элементов) |
2 |
21,23 |
5 |
Обведение изображения предметов, букв |
2 |
26,28
|
6 |
Рисование элементов прописных букв |
1 |
30
|
|
Итого |
11 |
|
Образовательная область «Познание»
Цель: формирование коммуникативно-познавательных способностей, математического и логического мышления.
Задачи: формирование элементарных математических представлений, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения, вариативности мышления творческих способностей), обучение приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
№ п/п |
содержание |
Количество часов
|
дата |
1 |
Свойства предметов Левая, правая рука Левая, правая сторона Слева, справа |
1 |
6 |
2 |
Знакомство с цифрами 1 и 2 Сравнение чисел1 и 2 Устный счет в пределах 5 Соотношение счета с количеством предметов |
1 |
7 |
3 |
Знакомство с цифрами 3 и 4 Знакомство с образованием чисел 3 и 4 Ориентирование на плоскости Конструирование их из проволоки, тесьмы, палочек |
1 |
8 |
4 |
Формирование пространственных представлений (под, над, между, на) |
1 |
9 |
5 |
Знакомство с цифрами 5 и 6 Знакомство с образованием чисел 5 и 6 Установление соотношения между двумя множествами: «меньше», «больше», «равно» Конструирование их из проволоки, тесьмы, палочек |
1 |
12 |
6 |
Знакомство с цифрами 7 и 8 Знакомство с образованием чисел 7 и 8 Сравнение предметов по признакам: выше - ниже, длиннее - короче, уже - шире с помощью приемов наложения предметов друг на друга и с использованием одинаковой мерки |
1 |
13 |
7 |
Знакомство с цифрами 9 и 10 Знакомство с образованием чисел 9 и 10 Закрепление умений устанавливать соотношения между множествами уравнивать их Самостоятельное установление соотношений между понятиями «меньше», «больше», «равно» |
1 |
14 |
8 |
Знакомство с числовым рядом Количественный счѐт до 10 в прямом и обратном порядке. |
2 |
15,16 |
9 |
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат,круг, прямоугольник, треугольник, овал. |
2 |
19,20 |
10 |
Сравнение прямоугольника с квадратом, круга с овалом (путем наложения) Составление «числовой лесенки» Порядковый счет до 10 в прямом и обратном порядке |
1 |
21 |
11 |
Знакомство с понятием «арифметическая задача» Обучение детей составлению задач на сложение Закрепление знаний о геометрических фигурах Закрепление счѐта |
2 |
22,23 |
12 |
Выполнение заданий, связанных с рисованием геометрических фигур в определенном порядке Умение называть числа, расположенные до и после названного числа в пределах 10-ти |
2 |
26,27 |
13 |
Ориентировка во времени - утро, день, вечер, ночь Обучение правильно называть дни недели, времена года. |
2 |
28,29 |
14 |
Формирование представлений о том, что составляют сутки. Ориентировка в весе Обучение умению находить равные и неравные по весу предметы, взвешивая их на ладонях, сначала на контрастных показателях |
1 |
30 |
|
Итого |
19 |
|
Образовательная область «Творчество»
Цель: развитие мелкой моторики рук, творческих способностей, формирование воображения, наблюдательности и образного восприятия окружающего мира, умения воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли.
Задачи: формирование навыков рисования с натуры и по представлению, знаний цветов и их оттенков, умений подбирать цвета по своему вкусу, обучение использовать краски, карандаши и др., воспитание художественного вкуса.
№ п/п |
содержание |
количество часов |
дата |
1 |
Рисование карандашами «Я иду в школу» |
1 |
7 |
2 |
Рисование акварельными красками «Веселое лето» |
1 |
8 |
3 |
Рисование цветными мелками «Идет дождь» |
1 |
14 |
4 |
Коллективная работа. Рисование различными изобразительными средствами «Мой город (село,аул)» |
1 |
15 |
5 |
Рисование карандашами «Транспорт» |
1 |
21 |
6 |
Работа в подгруппе. Рисование на асфальте «Что растет в огороде?» |
1 |
22 |
7 |
Рисование по натуре «Моя любимая игрушка» |
1 |
28 |
8 |
Рисование по замыслу |
1 |
29 |
|
Итого |
8 |
|
Задачи: формирование умений лепить с натуры и по картинке, упражнение в способах лепки, закрепление умений передавать пропорции, научить работать в команде, оценивать свою работу и работу других детей.
№ п/п |
содержание |
количество часов |
дата |
1 |
«Грибы» - закрепление умений лепить предметы, их части |
1 |
6 |
2 |
«Еж» - лепка из пластилина в сочетании с природным материалом |
1 |
13 |
3 |
«Птицы на кормушке» - коллективная работа |
1 |
20 |
4 |
«Виноград» - научить скатывать шарики из пластилина между ладонями и расплющивать их |
1 |
27 |
|
Итого |
4 |
|
Задачи: формирование навыков составления фигур из геометрических элементов, обучение навыкам расположения предметов на листе бумаги, учить использовать различные способы (вырезывание, обрывание, из сложенных вдвое, гармошкой).
№ п/п |
содержание |
количество часов |
дата |
1 |
«Автобус» - закрепление умений разрезать полоску на одинаковые квадраты |
1 |
12 |
2 |
«Белая береза» - обрывная аппликация с элементами рисования |
1 |
19 |
3 |
Коллективная работа «Одежда для кукол» - моделирование из заготовленных частей одежды |
1 |
26 |
|
Итого |
3 |
|
Образовательная область «Социум»
Цель: развитие социальных навыков на основе ознакомления с окружающим миром, общения с взрослыми и сверстниками.
Задачи: развитие социальных качеств личности: сотрудничество и забота об окружающих, инициативность, самостоятельность и независимость, открытость, социальная гибкость, культурная и экологическая грамотность
№ п/п |
содержание |
Количество часов
|
дата |
1 |
Ознакомление с предметным окружением |
1 |
6 |
2 |
Предметы-помощники |
1 |
8 |
3 |
Дружная семья |
1 |
13 |
4 |
Школа.Учитель |
1 |
15 |
5 |
Ознакомление с миром природы |
1 |
20 |
6 |
Дары природы |
1 |
22 |
7 |
Растительный мир |
1 |
27 |
8 |
Животный мир |
1 |
29 |
|
Итого |
8 |
|