Урок самопознания даёт учащимся в школе счастливую возможность приобщиться к духовному опыту человечества. Гуманистическая философия «Самопознание» исходит из того, что процесс духовно-нравственного становления личности протекает наиболее гармонично, если в его основе лежат вечные. непреходящие ценности. Учитель делает всё на уроках самопознания, чтобы открыть перед всеми детьми дверь в мир радостных переживаний, мир открытий, мир красоты и созидания.
Одним из главных принципов методики преподавания дисциплины «Самопознание» является принцип ненасилия, поэтому преподавателем используются только позитивные и гуманные методы и методические приёмы:
Позитивный настрой;
Позитивные высказывания;
Цитаты урока;
Рассказывание историй, притч, историй о великих личностях ;
Творческие задания;
Разминки;
Рефлексия.
На все эти приёмы учитель старается «наложить»музыку. После 2-5 минут таких упражнений они могут ещё 10-15 минут делиться своими достаточно глубокими размышлениями, подтверждая мнение о том, «что музыка побуждает нас красноречиво мыслить». Школьники размышляют над цитатами к уроку, высказываниями классиков философии, литературы, пословицами, поговорками.
Главным в своей работе учитель видит в умение создать гуманную, психологически благоприятную обстановку для учебного труда на уроках самопознания. Учитель постоянно совершенствуют свою педагогическую деятельность.
Согласно программе по «Самопознанию» главными направлениями в уроке по развитию ребёнка являются: социальное, нравственное, эстетическое. Творческая деятельность учащихся – главная составляющая уроков самопознания. В тоже время у каждого учителя есть свои особенности, свои приёмы, подходы к проектированию и проведению занятий. МансуроваА.С. приёмы направленные на социализацию личности учащихся проводит через знание среды обитания и на конкретных жизненных примерах; активно и результативно использует имитационно – деловые игры, где дети берут на себя ответственность за разработку тех или иных ситуаций и результаты деятельности. Использует приёмы работы в группах и парах, осуществляет межпредметнуюсвязь.Учитель предлагает учащимся прочитать притчу, и, поделившись на малые группы, сделать её анализ и высказать своё мнение.При этом предлагает вопросы для обсуждения:
Например:
-Как вы думаете, в чём видит смысл жизни отец богатой семьи?
-В чём увидел богатство людей сын?
-Какой вывод из этой притчи вы сделали для себя?
Учитель: у каждого человека свой смысл жизни :кто-то видит его в богатстве, кто-то в любви. Ребята, как вы считаете, почему счастье и любовь являются неотъемлемыми понятиями сущности нашей жизни? В чём состоит счастье человека? Почему необходимо иметь силу духа, чтобы жизнь действительно была наполнена смыслом? Какой будет наша жизнь? Это зависит от каждого из нас. Но в целом мир красив и многогранен и открывается для каждого с той стороны, с какой он хочет его увидеть. У каждого из нас свои очки, и мир сияет для каждого какой-то своей гранью. Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения, в котором необходимо занять позицию. согласившись с одним из данных высказываний и прокомментировать, с чем учащийся согласен, с чем нет.